16 февраля на заседании архитектурно-градостроительного совета мэрии решили пересадить новосибирцев с личных автомобилей на трамвай. Концепция развития скоростного трамвая выполнена ЗАО «НИПИ территориального развития и транспортной инфраструктуры» (г. Санкт-Петербург) при содействии кафедры электротранспорта НГТУ. Козыри разработчиков — востребованные маршруты на Родники, ОбьГЭС и идея бесплатной пересадки с трамвая на метро. Слабое место — дороговизна проекта и необходимость поиска частных инвесторов. Корреспондент НГС.НОВОСТИ простоял 46 минут на первой остановке новосибирского скоростного трамвая, дождался одобрения его концепции и пошел пешком.
Справка: В Новосибирске общественный транспорт обеспечивает 75 % пассажирских перевозок. К 2015 году ожидается до 300 легковых автомобилей на тысячу жителей (сейчас — 280), а к 2030 году — 400–450. В 1992 году массовый транспорт в Новосибирске перевез 394,6 млн пассажиров, в 2000-м — 592,4 млн, в 2008-м — 505,4 млн. Активнее всего в постсоветское время росли перевозки на автобусах, падали — на трамвае. Провозная способность автобуса — 6 тыс. пассажиров в час в одном направлении, трамвая — до 30 тыс. пассажиров. Самая распространенная поездка в Новосибирске — через Обь. (Данные НИПИ ТРТИ)
Если представить большой зал мэрии остановкой транспорта, где пассажиры ждут скоростного трамвая, то 16 февраля на ней не хватало электронного табло с указанием времени прибытия первого вагона. Зато там демонстрировали различные маршруты будущего скоростного трамвая.
Северный радиус. Первая очередь обеспечивает подвоз пассажиров с ж/м «Снегири» и «Родники» к станции метро «Заельцовская», соединяется с конечной станцией метро «Волочаевская» (район МЖК «Восточный»). Вторая очередь пересекает Обь по Заельцовскому мосту и выходит в район улицы Станционная.
Южный радиус. Первая очередь соединяет пл. Маркса и ОбьГЭС. Вторая пересекает Обь по Мелькомбинатовскому или Центральному мосту, соединяясь с трамвайными линиями правого берега. Западный радиус. Соединяет пл. Маркса с аэропортом «Толмачёво». Вторая очередь выходит в район Западного ж/м.
Центральный диаметр. Обеспечивает связь между периферийными территориями в обход центра города — «трамвайная кольцевая линия». Восточный участок уходит в район сада Дзержинского.
Замдиректора НИПИ ТРТИ Елена Ногова ничего фантастического в концепции новосибирского скоростного трамвая не видит: он проходит по существующим улицам, местами полностью обособлен, «не поднимается на пятый уровень и не уходит под землю».
Скорость сообщения (с учетом остановок, разгона и торможения) на линиях скоростного трамвая от 24 до 30 км/ч. Средняя скорость сообщения новосибирского метро на красной линии около 40 км/ч; автобусов в черте города — 10–14 км/ч.
В России, по словам Елены Ногиной, скоростные трамваи есть в Волгограде, проекты в Санкт-Петербурге и Казани. Участникам градосовета раздали материалы с презентацией проекта линии скоростного трамвая на востоке Москвы. Нынешнее состояние новосибирского трамвая Елена Ногова определила словом «деградация» и добавила, что современный скоростной трамвай практический бесшумный: «Примерно 25 % трасс, которые мы предлагаем, проходят по существующим линиям». Длинные низкопольные трамваи уже делают в Усть-Катаве: у них две кабины и двери с двух сторон.
Назвать даже приблизительную стоимость запуска скоростного трамвая в Новосибирске питерский специалист затруднилась. В материалах презентации даны цифры от 14,3 до 16,2 млрд рублей. Срок окупаемости — 15–17,5 лет.
Михаил Никулин с кафедры электротехнических комплексов (бывш. электротранспорта) НГТУ подтвердил корреспонденту НГС.НОВОСТИ, что главное условие реализации проекта — бесплатная пересадка пассажиров с трамвая на метро и обратно.
Господин Никулин уверен, что выгодная для пассажира связка с трамваем поможет загрузить метрополитен, который работает лишь на треть от своих возможностей: «Регистрируем нашу транспортную карту и едем полтора часа. Платите один тариф, а когда регистрируетесь на других видах транспорта — с вас деньги уже не снимаются. Без этой системы мы не будем стимулировать гражданина пересесть с личного автомобиля или сверхдлинного маршрута автобуса на наш транспорт». Елена Ногова вторит: «Требовать этого (бесплатной пересадки в ограниченный интервал времени. — К.П.), когда вы можете застрять в пробке, бессмысленно. А для скоростного трамвая и метро это оправдано».
В Новосибирске занялись разработкой схемы скоростного трамвая из-за ускоренной автомобилизации населения.
Михаил Никулин говорит, что пересадить граждан с машин можно только на безопасный, комфортный и экономический выгодный общественный транспорт. Директор автошколы «За рулем» Ольга Колпакова заявила корреспонденту НГС.НОВОСТИ, что откажется от личной машины только в пользу метро — более безопасно, быстро и надежно: «А как можно с машины пересесть на трамвай или троллейбус? Вы бы пересели?». Метрополитен лучше трамвая. Это признает и Елена Ногова, но «рассчитывать на интенсивное развитие метрополитена в условиях отсутствия федеральной помощи не приходится». Михаил Никулин добавляет, что в Европе стоимость одного километра подземки составляет 100 млн евро (в Новосибирске бывает и дороже), а стоимость одного километра линий скоростного трамвая — 10–20 млн евро.
Константин Пономарев, www.ngs.ru |