Во вторник, 13 сентября, в Сибири официально открыли первый за Уралом автобан — безопасную высокоскоростную автомагистраль, оборудованную по последнему слову техники. Новая дорога находится на отрезке региональной трассы Кемерово-Новокузнецк между Суховской развязкой на севере и поворотом на село Шевели на юге. На преодоление 25-километрового отрезка пути водителям вместо 40 минут теперь придется потратить всего 15, подсчитал кемеровский губернатор Аман Тулеев. Нужны ли скоростные загородные дороги Новосибирской области, и где их будут строить, выяснял корреспондент НГС.НОВОСТИ.
Самая скоростная автодорога в Сибири начинается у южных ворот Кемерово. 25-километровая 4-полосная ровная асфальтобетонная трасса позволяет водителям ехать от Суховской развязки до Шевелей со скоростью 110 км/час. Дорогу построили в обход всех населенных пунктов, она не пересекается в одном уровне с другими трассами. Кроме проезжей части, строители возвели две двухуровневые развязки, два моста и шесть путепроводов. Вдоль трассы смонтировали 29 водопропускных труб, установили 49 км металлического барьерного ограждения, в том числе на разделительной полосе по всей протяженности участка — для исключения выезда транспорта на встречную полосу.
«Трехслойное асфальтобетонное покрытие на бетонном основании выдерживает без ограничения все нагрузки», — заявили в пресс-службе главы Кемеровской области.
Впервые в Кузбассе на новой трассе предусмотрена интеллектуальная система управления движением. Это дорожные автоматические метеостанции, электронные табло, на которых водитель может увидеть текущее время, температуру воздуха, температуру дорожного покрытия, скорость и направление ветра, атмосферное давление, видимость, погодные условия. Также установлены беспроводные дорожные видеокамеры и электронные дорожные знаки.
Новая трасса связывает два самых крупных города Кузбасса — Кемерово и Новокузнецк. В окрестностях дороги живут и работают более 80 % населения области. «Автодорога Кемерово-Новокузнецк является одной из самых напряженных в регионе, особенно на участке Кемерово-Ленинск-Кузнецкий, по которому каждые сутки проходит в среднем 21 тысяча автомашин, что примерно в 5 раз больше, чем на других дорогах области, — объяснили в пресс-службе администрации региона. — На этом участке было всего две полосы движения, а отсюда и недостаточная пропускная способность, и быстрый износ дорожного полотна, и низкая производительность автотранспорта, а значит, удорожание стоимости перевозок».
За 4 года на возведение кузбасского автобана силами 27 строительных компаний ушло 5,7 млрд рублей. Средняя цена одного погонного метра 4-полосной трассы составила 228 тыс. рублей.
Начальник отдела информационных технологий и связи ТУАД Новосибирской области Алексей Конкин говорит, что заявление кемеровчан о том, что первый сибирский автобан построен на Кузбассе, не соответствует действительности. «Они построили дорогу первой категории. В Новосибирской области есть около 4-х км дороги 13-го пускового комплекса Северного обхода, есть 4-полосные скоростные трассы на Алтае. На Советском шоссе тоже 4 полосы с ограждением, без пересечений на одном уровне, и даже освещение есть, чего, кстати, в Кемерово нет, но только на время работ там скорость ограничена».
Самыми комфортными для водителей НСО дорогами в ТУАД и ГИБДД назвали Северный обход, Толмачевское шоссе и реконструированное Советское шоссе. «Лично я люблю трассу «Новосибирск-Ордынкс-Карасук» и до границы с Казахстаном, — улыбается глава новосибирского ТУАД Константин Громенко. — Ровная асфальтированная дорога с низкой интенсивностью движения и отличной природой! Едешь, смотришь на красивые лесополосы, особенно сейчас, в бабье лето, отдыхаешь, душа радуется».
Заявление Кузбасса о первом в Сибири автобане наши дорожные строители называют PR-ходом и добавляют, что единственное преимущество новой кемеровской трассы — скоростной потолок в 110 км/ч. «У нас можно 90–100 км/ч», — сравнивает г-н Громенко.
В ТУАД утверждают, что сейчас реальная нагрузка на многие дороги в Новосибирской области существенно превышает нормативную. «На въезде с Ордынки — до 28 тыс. автомобилей в сутки, на Советском шоссе в час пик до 32 тысяч», — перечисляет наиболее напряженные направления Константин Громенко. Спроектированные и построенные в 60–70-х годах трассы давно не выдерживают многократно возросшую нагрузку. В регионе уже разработан, но еще не принят перспективный план дорожного строительства, однако основные акценты уже известны: власти делают ставку на строительство скоростных междугородних магистралей.
«В перспективе ближайшего времени, в зависимости от темпов финансирования, в «автобаны», как их называют в Кемерово, превратятся все загруженные автодороги, в радиусе 50 км от Новосибирска, — говорит Алексей Конкин. —
Это трасса «Новосибирск-Колывань» в сторону Томска до Северного обхода, «Новосибирск-Ленинск-Кузнецкий» от поста ГАИ до Гусиного брода, «Новосибирск-Кочки-Павлодар» примерно до Ярково».
Губернатор Кузбасса Аман Тулеев уже заявил, что в 2012 году начнется строительство следующего участка трассы длиной 37 километров от поворота на село Шевели до Ленинска-Кузнецкого стоимостью еще около 10 млрд рублей.
Кирилл Маковеев, НГС.НОВОСТИ |